ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
- система ценностей и норм, которые разделяются сотрудниками социальной организации и определяют их организационное поведение  . По мнению социального психолога К. Левина , поведение индивида (П) представляет собой функцию взаимодействия его личностных характеристик (Х) и условий окружающей среды (С), т. е. П = f (Х,С). Важнейшей подсистемой внешней для работника среды является организационная культура,  в которой он осуществляет свою профессиональную деятельность и которая "подает" ему множество сигналов о возможных (приемлемых) моделях поведения. Значение О.К. определяется тем, что она придает сотрудникам организационную идентичность, формирует у них "корпоративный дух", обеспечивая тем самым стабильность и преемственность развития компании. Будучи динамическим системным явлением, О.К. влияет практически на все происходящие в организации события. О.К. может либо целенаправленно создаваться ее ведущими членами (менеджерами), либо возникать естественным образом как проекция социальной (национальной) культуры на сферу трудовых отношений в отдельной организации. Исследования данного феномена показывают, что в современных экономических условиях целенаправленное формирование О.К. выступает мощным фактором повышения конкурентоспособности компании. Так, например, Дж. Коллинз и Дж. Поррас изучили показатели деятельности 18 ведущих американских компаний различных отраслей промышленности в долгосрочном периоде, которые последовательно внедряли организационные культуры, направленные на формирование убеждения сотрудников, что они работают в "особом месте". Основными компонентами О.К. этих компаний явились: тактическая гибкость при сохранении основных идеологических принципов; стимулирование развития сотрудников путем постановки творческих задач; поощрение экспериментов; конвертация ценностей культуры в цели, стратегию и практику организации; "воспитание" собственных управленческих кадров. Сравнение показателей деятельности компаний, обладающих подобной культурой, с компаниями, не уделявшими специального внимания формированию О.К., показало, что первые добились значительно больших успехов в долгосрочном периоде и укрепили свое положение на рынке.  Каждая социальная организация  уникальна и неповторима, поэтому не существует "идеального", подходящего для всех типа О.К. Ее содержание и характеристики определяются целями и сферой деятельности организации, особенностями конкурентной борьбы в этой сфере и другими факторами внешней среды.

Основные параметры О.К. варьируют в диапазонах: сильная - слабая интеграция отдельных элементов культуры в единую систему; моно - полиструктурная композиция элементов культуры (существует единая культура для всей организации, либо она подразделяется на несколько субкультур, носителями которых выступают филиалы, цеха, подразделения); "сильная" - "слабая" О.К., в зависимости от распространенности ее ценностей и норм среди сотрудников организации, и соответственно - степени влияния на их поведение; целенаправленно формируемая - естественным образом возникающая О.К. Обычно "генератором" культуры выступает высшее руководство организации, декларации которого оказывают значительное влияние на сотрудников. Однако, бесспорно, еще большее влияние на образ мышления, а значит - и поведение сотрудников компании оказывают конкретные действия высших менеджеров, играющие роль индикаторов степени неразрывности слов руководства с его делами, стратегии и тактики развития организации, общих интересов компании и индивидуальных интересов ее рядовых сотрудников.

О.В. Кобяк


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА" в других словарях:

  • Организационная культура — Совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Содержание 1 Другие определения 2 …   Википедия

  • ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА — (organizational culture) специфический вид норм, ценностей, убеждений и манер поведения, характеризующих способ сотрудничества групп и индивидуумов в рамках организаций. Организационная культура привлекла пристальный интерес британских и… …   Большой толковый социологический словарь

  • организационная культура — 2.25 организационная культура (Organizational Culture): Система восприятия, мышления и чувствования, осваиваемая совместно сотрудниками предприятия и передаваемая ими друг другу. Источник: ГОСТ Р 53894 2010: Менеджмент знаний. Термины и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА — 1) ценности, поведенческие нормы, характерные для данной организации и позволяющие судить о типичном для членов данной организации подходе к решению проблем; проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях,… …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Культура организационная —   присущая организации система норм управленческого и социального поведения, ценностей, установок, социально психологических традиций, символов, ритуалов, мифов, норм общения между работниками. Организационная культура обеспечивает идентификацию… …   Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

  • КУЛЬТУРА — (CULTURE) В последние два десятилетия понятие культуры вызывает все больший интерес. К сожалению, оно используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах.  (1) Культура как противоположность биологического. Антропологи… …   Социологический словарь

  • КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА — (enterprise culture) набор ценностей, символов и практических действий, включающих следующие обязательства: создание прибыли, владение предприятием, разработка новшеств, обладание инициативой, уверенностью в себе, творческим потенциалом и… …   Большой толковый социологический словарь

  • Организационная диагностика — Организационная диагностика  это систематический сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных ее подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления. Некоторые отечественные исследователи …   Википедия

  • Органическая организационная культура — Характеристика органической организационной культуры организация направляется согласием с общей идеей проблемы решаются на основе исходного согласия с целями и задачами лидерство основывается на разделяемых взглядов о направлении общего движения… …   Википедия

  • Культура психологическая — рассматривается как составная часть системной культуры человека, характеризуется многослойностью: обыденное психол. знание и психол. практики, психол. профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее науч. обоснование, психотехники,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»